Герб города Лукоянова. Переход на главную
       страницу. Знаменитые лукояновцы
  Главная   Куманёв Г. А.   Куманев В. А.   Спасский А. А.   Урванцев Н. Н.
  Авторы   Талиев В. И.   Тихонов В. И.   Синицин Н. П.   Сумгин М. И.
  Ссылки   Блохин Н. Н.   Мортин Ф. К.   Юдичев Ю. Ф.   Рожков М. Ф.
  Петровский А. А.   Матвеев Г. П.   Покрышкин П. П.   Гундяевы   Суетнов М. И.

Матвеев Георгий Петрович

Георгий Петрович Матвеев

Георгий Петрович Матвеев (1875-1960) — организатор Семеновской школы по художественной обработке дерева, собиратель коллекции произведений хохломы и первый директор музея в г. Семенове, учитель и наставник семеновского коллектива мастеров.

Георгий Матвеев родился в с.Ульяново Лукояновского уезда Нижегородской губернии в простой крестьянской семье. Сначала закончил сельскую школу, а затем городское 4-х классное училище. В училище он увлекся рисованием и черчением. После его окончания уезжает в Н-Новгород и поступает на работув чертежную мастерскую. Учился в художественной мастерской А.О.Карелина в Н.Новгороде (1905- 1906) и мастерской А.Е.Дмитриева-Оренбургского в Петербурге. Случай свел его с А.М.Горьким. Он имел частые беседы с писателем. Уроки Горького не прошли даром. В годы первой русской революции Матвеев становится активным её участником. За революционную деятельность его подвергают аресту, но он сумел ускользнуть от нижегородской охранки. Скрывался он некоторое время в Лукоянове. По его руководством железнодорожники приняли участие во всероссийской забастовке.

В 1916 году он приезжает в Семенов. По поручению нижегородского головы В.Д.Сироткина он начал создавать в городе школу художественной обработки древесины (хохломской росписи). Матвеев прекрасно справился с этой задачей. Школа стала экспериментальной базой и кузницей кадров промысла. Человек широкого кругозора, до революции получивший образование в Петербурге, талантливый организатор и педагог, он создал не просто школу резьбы по дереву, а развил народный промысел.

Г.П.Матвеев приглашает на работу в Семенов в качестве преподавателей ведущих мастеров по дереву и росписи с окрестных мест. К нему приехали художники и резчики из Москвы, Петербурга, Владимира. Матвеев стремился к тому, чтобы поиски нового стиля росписи велись на основе теоретического изучения её традиций.

В 1917 году он тоже оказывается в гуще революционных событий. Принял сторону большевиков. По совету Горького отходит от политической деятельности. В первые годы существования Советского государства он переключается на пропаганду развития художественных промыслов. Особое внимание уделяет хохломской росписи. В начале 20-х годов ХХ столетия в различных журналах он публикует статьи по технике росписи, резьбе по дереву. На выставках принимал участие с 1923 года. Участник международной выставки (Париж, 1925).

Он был страстным коллекционером-собирателем произведений народного искусства. В 1934 году он основал в Семенове музей кустарно-художественных изделий, где учащиеся могли познакомиться как с образцами деревянной росписи, так и с творчеством ведущих мастеров нового времени.

Матвеев активно изучал промыслы нашего края и создал альбом рисунков традиционного и нового орнамента, использующиеся в семеновской резьбе и росписи по дереву. Альбом заслужил высокой оценки А.М.Горького, который рекомендовал его издать в Москве для широкой публики.

До 1955 годы он был директором музея, с 1946 года являлся главным художником артели.

  Главная Вверх  Вверх


© Кружок информатики г. Лукоянов
2007 г.
lukped@mail.ru

Hosted by uCoz