Петр Петрович Покрышкин (1870 - 1922) — академик архитектуры, члена РАМК, основоположник научной реставрации памятников культовой архитектуры, сотрудник Императорской Археологической Комиссии, в последние годы протоиерей Лукояновского Тихоновского женского монастыря, похоронен в нашем городе.
В 2004 году в газете "Лукояновская правда" была напечатана статья "Со святым именем Тихона Задонского" об истории Лукояновского Тихоновского женского монастыря. В ней, в частности, были перечислены все священники, служившие в монастырских храмах. Последним из них был назван Павел Иванович Введенский (1919 год). В архивной справке ГАНО было указано, что сведений о других священнослужителях монастыря в архиве не имеется. Однако из сборника "Нижегородская старина" № 9 за 2004 год стала известна судьба еще одного священника Тихоновского монастыря Петра Петровича Покрышкина, который служил в монастырских храмах в 1920- 1922 годах.
Биографические сведения о П.П. Покрышкине содержатся в двух некрологах, которые были написаны после его смерти. Один некролог был написан сотрудником Российской Академии Истории Материальной культуры Н.П. Сычевым, который характеризовал П.П. Покрышкина как известного российского ученого, академика архитектуры, члена РАМК, основоположника научной реставрации памятников культовой архитектуры, сотрудника Императорской Археологической Комиссии.
Другой некролог был написан в Нижнем Новгороде неизвестным автором и направлен правящему в то время Нижегородскому архиерею - епископу Евдокиму (Мещерскому). В этом некрологе дается характеристика трагической, полной лишений, жизни священника отца Петра, которая была связана с его пребыванием в нашем городе.
П.П. Покрышкин родился в 1870 г. в г. Иркутске в семье врача. В родном городе он окончил техническое училище и получил среднее образование. Высшее образование он получил на архитектурном отделении Высшего Художественного училища при Санкт-Петербургской Академии Художеств в 1895г. и получил специальность архитектора-художника. Основным направлением его научной деятельности было изучение средневековой культовой архитектуры.
В составе научных экспедиций, изучающих архитектуру православных храмов, он объездил всю Россию, а также Болгарию, Македонию, Сербию. Результатом этих поездок было составление чертежей, рисунков и фотоснимков более чем 600 храмов, из которых были составлены десятки альбомов, переданных в Академию Художеств.
Создавая эти альбомы ученый, во-первых, старался сохранить для россиян память о возвышенной красоте православных храмов и их создателях. Он как бы предчувствовал, что многие их них вскоре будут безжалостно разрушены.
Во-вторых, создавая прекрасно выполненные чертежи этих храмов, он как бы создавал возможность для их реставрации.
В 1909 году за научные исследования он был удостоен звания Академика архитектуры, был представлен к чину Действительного Статского Советника и награжден Орденом Святой Анны II степени.
Во время революции он возглавил "Отдел монументального зодчества Российской Археологической Комиссии, которая занималась обследованием храмов на предмет их сохранения и реставрации. В Новгороде по его инициативе создается живописно-реставрационная мастерская с целью спасения древних фресок и икон.
Однако новая власть с самого начала заняла богоборческие позиции. Отдел по реставрации памятников культуры был ликвидирован . В стране начались гонения на религию. В считанные годы Россия из страны православной, где с любовью и уважением относились к церкви, вдруг превратилась в страну, где быть православным стало стыдно и позорно, где безжалостно и по - варварски уничтожались храмы и монастыри, где унижали и репрессировали священников и преследовали верующих людей.
Для П.П. Покрышкина, как человека истово верующего, такая политика была сильнейшим потрясением и личной трагедией. Ведь разрушалось все, сохранению чего он отдавал все свои силы, знания и чему посвятил свою жизнь. В этих условиях он не считал возможным какое-либо сотрудничество с новой властью.
В 1919 году он отказывается от чтения лекций по истории архитектуры в Академии художеств и в 1920 году навсегда уезжает из Петрограда. Именно в это время П.П. Покрышкин принимает решение посвятить остаток своей жизни служению Богу и спасению душ человеческих, став священником. Его выбор стать священником был не случайным. Он вырос в очень религиозной семье, его сестра была монахиней Лукояновского Тихоновского женского монастыря. Здесь и начал свое новое служение П.П. Покрышкин.
Сначала, чтобы лучше изучить богослужебный Устав, он становится певцом на клиросе, затем псаломщиком, диаконом, а 6 июля 1920 г. по благославению святейшего Патриарха Тихона был рукоположен в сан священника. Местом служения ему был определен Лукояновский Тихоновский женский монастырь. Вот здесь- то и началась его вторая жизнь, жизнь священника, полная невзгод и лишений.
О нем сохранилась память как о подвижнике Веры Христовой, великом молитвеннике и бессребренике. Это был очень добрый и скромный человек, который сразу расположил к себе сердца молящихся.
Вел он очень скромный образ жизни, довольствовался самым малым, питался в основном просфорами, всегда ходил в скромной легкой рясе. Ежедневные службы в храме, которые он проводил, собирали большое количество молящихся. За каждой службой он произносил проповеди, которые сочинял сам. Слушать их приходили не только жители Лукоянова, но и из окрестных сел. Деньги, которые ему давали за исполнение треб (панихид, крещений, молебнов), он раздавал нуждающимся прихожанам. Его подвижничество продолжалось и за пределами храма. Дома его постоянно посещали крестьяне, им он ежедневно читал Священное Писание, вел с ними духовно-нравственные беседы. По благословению Епископа Лукояновского Поликарпа (Тихонравова) он состоял секретарем местного миссионерского Братства "Святого креста". Несмотря на запрет преподавания Закона Божия в школах, он проводил занятия по Святому Писанию для детей железнодорожных служащих у себя на квартире. Было трудно сказать, когда он отдыхал. Непрерывные труды подрывали его физическое здоровье. В 1921 году он официально отказался от звания академика и тогда же был представлен к званию протоиерея. Лукояновские атеисты были недовольны растущим авторитетом отца Петра.
Желая развенчать его в глазах верующих они вызвали его на диспут, который состоялся в летнем театре. Это помещение не отапливалось. После многочасового выступления с непокрытой головой в защиту Веры Христовой отец Петр простудился. Потом еще заразился и оспой в тяжелой форме. Но ослабленный непрерывными трудами организм на этот раз справился с болезнью. После болезни отец Петр снова принялся за исполнение своего пастырского долга. Он шел ко всем, кто нуждался в его помощи и утешении. Однажды его пригласили к больному сыпным тифом и он снова заразился. Болел он тяжело и долго. Но во время болезни не роптал, а просто просил Отца Небесного послать ему кончину мирну, непостыдну, безболезненну, христианскую. "Даруй мне, Боже, крылья улететь к Тебе, Создатель Мой. Возьми меня из этого грязного и смутного мира в Твое блаженное Царство". 18 февраля 1922 года отец Петр, чувствуя приближение смерти, сам два раза пропел о себе вечную память, а остальное, говорил он, за меня окончит диакон. После этого он глубоко вздохнул и сказал окружающим: "Вот теперь я умираю". Это были его последние слова.
В Нижегородское Епархиальное управление о смерти Петра Петровича Покрышкина сообщил епископ Лукояновский Поликарп: "Великое горе посетило нас и святую обитель Святителя Тихона. В половине двенадцатого часа ночи с 5 на 6 февраля (по старому стилю) скончался от сыпного тифа наш бесценный отец протоиерей П.П. Покрышкин. Страдал он 21 день".
Торжественное отпевание усопшего возглавил владыка Поликарп, совершивший чин погребения вместе со множеством духовенства и прихожан. Современник вспоминает: " Плач и рыдания заглушали пение хора монахинь и голоса священнослужителей". Проститься с пастырем пришло много крестьян из окружающих сел, а многие горожане, хотя день и был будничным, чтобы проститься с батюшкой не пошли на работу. Под звон колоколов гроб с телом П.П. Покрышкина был обнесен вокруг главного храма монастыря и на руках перенесен на монастырское кладбище. Все затраты на прощание с покойным взяли на себя лукояновские железнодорожники, которые чаще всего утешались молитвой и словом этого батюшки.
К сожалению, сегодня мы не знаем, где покоится прах академика и протоиерея П.П. Покрышкина, так как на плане монастыря от 1924 года место кладбища не обозначено. По обычаю оно должно находится около храма, а храмов на территории монастыря было два и оба они разрушены. Сейчас на месте трехпрестольного собора расположены сады горожан и жилые дома. Так что точного места захоронения этого одаренного ученого и удивительного пастыря, мы, наверное, не узнаем никогда. Остается сказать: "Пусть лукояновская земля, которая приняла прах П.П. Покрышкина, будет ему пухом."
Неизвестна судьба и его рукописей, в которых содержатся тексты его проповедей и созданных им молитв. Ничего не известно и о судьбе его сестры монахини Тихоновского монастыря. Может быть после разгрома монастыря она и смогла сохранить, хотя бы часть его рукописей?
© Кружок информатики г. Лукоянов
2007 г.
lukped@mail.ru