Дом культуры Тольского Майдана
Главная | История | Во время войны | Колхоз | Школа | Библиотека и клуб | Село меняет облик | Свидетельство фото | Село сегодня | Авторы |










История

На невысоких холмах широко и привольно раскинулось село Тольский Майдан, одно из старейших в наших местах.

Заселение территории будущего Лукояновского уезда началось в самые отдаленные времена. Места наши были исконно мордовскими. Но, начиная с XI века, сюда начали проникать восточные славяне, и в течение длительного времени мордовская земля стала ареной военных столкновений.

С основанием Н.-Новгорода (1221 г.) усиливается славянская колонизация на востоке. Нижегородский князь Константин Васильевич (1340 — 1355 гг.) разрешил своим подданным селиться за реками Пьяной и Сережей, "кто где похощет". С присоединением к России Казанского ханства Арзамасский уезд складывается в более определенных рамках. В него входило семь станов, к одному из них — Залесному, относилась территория будущего Лукояновского уезда. Заселение уезда шло очень быстро. Вырубались леса, а землю, которую они занимали, распахивали. Среди мордовских селений возникают русские деревни. Из писцовых и переписных книг известно, что в Залесном стане в 1600 году было 22 селения. Из них в семи деревнях жили русские, составлявшие третью часть всего населения Залесного стана. Пятнадцать деревень были заселены исключительно мордовским населением. Среди них была мордовская деревня Ермензенки. Название деревни, очевидно, присходит от старинного эрзянского личного имени Эрменза. Находилась она на том месте, где ныне расположено село Тольский Майдан.

Наиболее раннее из известных упоминаний о Ермензенках находим в "Арзамасских поместных актах". Так за 1587 год № 38 сделана такая запись: "Раньше Ермензенки стояли на другом месте — на речке Пиченее, являющейся притоком Ежати" (АПА № 38, 1587 г.).

"Относительно определения местонахождения деревни точных данных нет. Но исследуя названия упоминаемых урочищ, нужно искать место этой деревни где-то в верховьях Ежати, километрах в пятнадцати к юго-востоку от Лукоянова" (СНМ № 3119).

"Оброчными угодьями — говорится в Арзамасских поместных актах — являлись бортные ухожьи: Москалейбула; Вешкаполкс, Алдамалетбула; в Ежатских вершинах — Учензабула и Серяшкой, да поляна для становища на Назарземских вершинах. С них приходилось оброка 16 пудов 25 фунтов меда и 6 куниц".

О количестве населения имеются такие данные: в 1628 году в Ермензенках было 35 дворов, в 1641 — 30, в 1646 году — 21 двор и 38 человек жителей. По книгам 1628 года их земельные угодья составляли: пашни паханой — 120 десятин в поле, перелогу — 145 десятин, сена — на старом селище на речке Пиченее — 1200 копен и на Ежатских вершинах — 1500 копен. То же и по дозору 1641 года. В документе приводятся данные по окладным платежам, которые ермензенцы платили государству.

Другим важным источником исторических сведений о Ермензенках является работа А. Гераклитова "Арзамасская мордва по писцовым и переписным книгам XVII — XVIII вв.", опубликованная в "ученых записках" Саратовского университета в 1930 г. В ней указывается, что в 1675 году "мордовская деревня Ермензенки со всеми угодьи и бортными ухожьи отдана гостю Семену Сверчкову на будные станы на поташное и смольчужное дело и велено ему той деревнею со всеми угодьи владеть против записи, какову ему дали мордва деревни Ермензенки". (А. Гераклитов "Арзамасская мордва...", стр. 48).

К этому времени деревня Ермензенки "запустела". Причины запустения — частые неурожаи. В сказке выборных людей от бортников и мордвы Залесного стана говорилось:"... те де починки ныне пусты: мордва... разбежалась от хлебного недорода, от податей". Поэтому "...жители отдали по записи свои земли... с условием, что Сверчков станет платить за них причитающиеся по окладу платежи" (там же, стр. 85).

"Доход Сверчков платил в хлебный приказ, а осьмую бочку поташа брал себе" (там же, стр. 48). По имени Сверчкова и село, как об этом говорит предание, стали называть Сверчков Майдан.

"Об удельном весе Сверчкова, помимо принадлежности его к привилегированному сословию московских купцов, говорит то, что в 1681 году в счет причитающейся по уговору с казной "осьмой" бочки от него принято на Арзамасских будных станах 1247 пудов поташа и 599 пудов смольчуга. Таким образом, даже не принимая в расчет весьма вероятного с его стороны сокрытия истинных размеров производства, за этот год на его заводах было выделано не менее 10 тысяч пудов поташа и до 5 тысяч пудов смольчуга (там же, стр. 51).

Свое настоящее имя село получило, по свидетельству Л. Трубе, от мордовского слова "тол" (огонь) — Толь-Майдан или Огнев Майдан. Название Огнев Майдан встречается на некоторых старых картах.

"Название Василев Майдан, Огнев Майдан, Учуев Майдан и других двадцати трех сел и деревень в Правобережной Волге — пишет Л. Трубе, — происходит от арабского слова "майдан" — место, площадь. В прошлом это название давалось, в частности, местам поташного (будного) производства, которым Нижегородский уезд особенно выделялся, в XVII веке он был главным центром производства поташа в России. Отсюда понятна многочисленность населенных пунктов в Горьковской области с таким названием" (Л. Трубе, КВГН, стр. 132).

Первое поселение находилось в центре села по склону небольшого холма, окруженного лесом и было здесь несколько рубленных деревянных избушек, положивших начало Тольскому Майдану. Сейчас здесь стоит здание средней школы, а до нее на этом месте стояла сельская церковь с прилегающем к ней кладбищем.

Окрестности села были заняты сплошными лесами, где водилось много различной дичи. Поэтому жители села занимались охотой, а также бортничеством (сбором меда диких пчел). Однако основным занятием населения было земледелие, которое оставалось переложным. Увеличивающееся население сводило лес для производства поташа, а землю разрабатывало под пашню. Все постройки в селе были сделаны из леса, который брали в километре от села. Церковь, построенная в 1787 году, строилась из леса, взятого в Песочной — так называется овраг к востоку от села, приток Москалейки. Долгое время в церкви служил дьяконом дед Николая Александровича Добролюбова, а в 1812 году в Тольском Майдане родился отец будущего литературного критика и публициста — Александр Иванович Добролюбов. Именно из Тольского Майдана А. И. Добролюбов для получения образования переехал в Н.-Новгород.

В Пушкинском доме Академии наук СССР находится так называемый "Добролюбовский архив". В этом архиве есть письмо родителей А. И. Добролюбова, посланное в Н.-Новгород из Тольского Майдана своему 18-летнему сыну." Вот подлинник этого письма в сокращении:

«Любезнейший сынок наш Александр Иванович при всяком благополучии многолетно здравствуй. Письмо от тебя, посланное к нам в июле, мы получили сего месяца 18-го числа, которое читая, мы премного радовались. Прозба твоя о деньгах для нас трудновата, ибо оных мы мало имеем, но как ты объявляеш нам свои необходимости в покупке книг и прочем, по сему посылаем тебе через Ивана Егорова и Андрея Архипова двадцать четыре рубля с полтиной. Употреби, как в писме прописываеш, т е. на необходимое, а прихотей и подозрительных занятий всемерно удаляйся. Ежели и свое, что иметь будешь, и то употребляй с рассуждением.

От нас же не требуй вовсе до Рождества Христова. С Андреем Архиповым посылаем тебе горшочек маслица коровьева, а ветчины у нас нет. Об себе же по получении сего письма нас с сими же непременно уведом, и что тебе нужно, пропиши. Примут ли на казенное тебя или нет.

Мы при отпуске сего письмеца остаемся все живы, здоровы, благополучны. Как то дедушка, бабушка и мы родители и Васинка и сестрицы и все которых ты знаеш нижайшее почтение тебе свидетельствуют.

Прости любезный сынок.

Иоан и Мария.

Тольский Майдан, августа 19-го 1830 г.».

Первое упоминание о тольскомайданской церкви относится к 1799 году. В быту церковь называлась "Троицкой", а полнее ее название таково "Церковь живоначальные троицы".

До настоящего времени сохранилась карта земельного пользования крестьян Тольского Майдана, снятая с натуры в 1863 году. Всего крестьянам и церкви принадлежало удобной земли 5682 десятины, в том числе: усадебной — 238 десятин, пахотной — 49, 65 десятин, сенокосу — 469 десятин и лесу 10 десятин. Однако лучшие земли принадлежали церкви. В нескольких местах карты земельного пользования имеются пометки ПЦЗ (приходско-церковные земли). И поныне сохранились названия отдельных участков, как например "попова пашня". Это были самые лучшие и плодородные участки, а малоплодородные земли находились в пользовании крестьян. Правда крестьяне Т.-Майдана никогда не знали помещичьей кабалы, они были избавлены от самодурства и произвола барина. Относились они к разряду государственных или "черносошных" и платили подати в государственную казну.

Очень большую роль в занятии населения играло поташное производство. Поташ (К2 СO3) — техническое название калия углекислого — ценнейший продукт для изготовления стекла. Получают его из золы выпариванием и отделением его oт нерастворимых примесей. После просушивания полученной при выпаривании соли, ее вновь растворяли, а затем вновь выпаривали. После этого получали готовый продукт — поташ.

Расположены были поташные заводы по берегу Москалейки, на юго-востоке села, где ныне расположены мастерские второй бригады колхоза им. Калинина.

Главная | История | Во время войны | Колхоз | Школа | Библиотека и клуб | Село меняет облик | Свидетельство фото | Село сегодня | Авторы |
Hosted by uCoz