Главная | Карта | История| Школа | Природа | Фотоальбом | Ссылки | Автор | | |||
|
Первыми жителями на территории района были мордовские племена. Мордва жила самостоятельно, управлялась своими князьями. Колонизация мордовских земель началась в начале 12 века и продолжалась не одну сотню лет. В 1226 году князь Юрий Всеволодович посылает на мордву своих братьев. В сентябре 1228 года-январе 1229 года войско Юрия вторглось во владения мордвы по берегам реки Пьяны. Дружины Юрия Сожгли много мордовских поселений, перебили скот, уничтожили хлебные запасы, отправили добычу и толпу пленных. Немногие из мордвы спаслись среди недоступных в лесах, в земницах. В отместку за насильственную обиду войско во главе с Пугасом в апреле 1229 года появилось под Нижним и начало разорять его, но нападение на кремль было отбито. Зимой в 1232 году вероятно князь отправил на мордву своего сына Всеволода. Русские дружины вторглись в мордовские леса и вновь «ожема села их, а мордвы побита много». В отместку за овладение русскими князьями земли булгар в 1367 году Мамай отправил на Нижегородское княжество карательное войско, истребляя селения и жителей. Положение мордвы было самое критическое. Они очутились среди двух огней – монголами и русскими, и переметнулись на сторону таар. По удалению татар Нижегородский край не раз испытывал бедствия от взбунтовавшейся толпы мордвы, покуда князь Борис Городецкий не усмерил её, разбил мордовские скопища на реке Пьяне и разорил многие их селения. В1552 году царь Иван Грозный выступил в поход на завоевание плодородных земель Казанского ханства. При движении на Казань и при возвращении с победой войска Грозного проходили по территории района. Население радостно встречала русских войнов, снабжало их продовольствием, помогало прокладывать дороги. К этому периоду времени относится первое упоминании о нашем селе Умай в историчуских документах. Название, как и реки Умайки (левый приток Пьяны), на которой он стоит, произошло от мордоского слова ума, обозначающего полосу земли с посевами. По преданию Иван Грозный, проходя мимо наших земель «умаялся» и приказал поставить село и отстроить церковь. Храм сделали деревянным, так как вокруг было много леса, послужившего строительным материалом. Воздвигнут он был в честь нерукотворного образа Спасителя. Церковь однопрестольная. Через некоторое время здание сгорело, но было отстроено заново. Разрушена церковь после революции, фотографий не сохранилось. Ввиду того, что вокруг были леса, стало процветать производство, связанное с переработкой леса. Особенно славилась умайская резьба по дереву. Резные наличники сохранились до сих пор, украшая многие дома. Так же на высокий уровень была поставлена ткацкая промышленность. Умельцы изготовляли половики, полотенца и даже ткали ковры! Многие деревенские дома по прежнему украшают полотенца, вышитые необыкновенно красивыми узорами, секрет которых до сих пор передаётся из поколения в поколение. Жительницы села замечательно вязали, обеспечивая себя и всю семью шерстяными вещами. Постепенно леса вырубались, на месте цветочных полян появились пашни. Возникла потребность в орудиях обработки земли: плугах, боронах. В каждой семье держали скот, по этому нужно было запасать корм на зиму. Нужны были косы, серпы. В результате всего этого появилась необходимость в кузнечном промысле, который возник на территории района в 30-х годах XIX столетия и процветал здесь. Кузнецы Умай уезжали на промыслы в начале мая и возвращались к началу жатвы (Ильин день) Уходили за 50 – 100 вёрст, продавали косы, вострили топоры, сошники. За 35 копеек могли сковать серп, за 5 копеек – противень. Промысел этот давал в год 30 – 80 рублей дохода в год, но в конце 19 века он пришел в упадок в связи с развитием машинного производства. Умение ковать и зубрить серпы передавалось в нашем селе из поколения в поколение наряду с деревянной прорезью, вышиванием, вязанием, ткачеством. Это стало основным промыслом умайских крестьян. С ранней весны и до начала уборки раздавался их призыв «Серпы зубрить! Серпы зубрить!» на улицах сёл и деревень Поволжья вплоть до Казани. Зубрёжка и изготовление серпов забылось недавно, когда машины стали вытеснять ручной труд. Но и сегодня на территории Умай есть люди, которые помнят этот промысел и моут направить для работы Сохранившийся у старожилов когда-то необходимый в крестьянском хозяйстве серп. Экономическое положение крестьян год от года становилось всё тяжелее. Нужда гнала людей на заработки, на поиски лучшей доли. Газета «Нижегородские губернские ведомости» в 1891 году отмечала, что за последние 5-6 лет из Умай в Самарскую и Оренбургскую губернию уезжало по 30 семей. Деревня скудела и разорялась Революция влила новые надежды на восстановление крестьянского хозяйства. Стали создаваться первые колхозы. По данным Арзамасского государственного архива, в списке за 1930 год есть 9 колхозов, зарегистрированных на территории Умайского сельского совета. Хорошо зарекомендовал себя объединенный колхоз в годы Великой Отечественной войны, когда выполнял план по зерно и мясопоставкам на 120-150 %. Началось полное объединение колхоза в 1970, а завершилось в 1972 году. В 1992-93 г. Хозяйство преобразовано в сельхоз товарищество «Умайское», главное направление которого мясомолочное животноводство и зерновое хозяйство. Село Умай – центральная усадьба сельхозтоварищества. Расположено оно в 20 километрах от райцентра с. Вад. Занимает удобное расположение. Наличие дорог с асфальтовым покрытием даёт возможность тесного контакта с другими населёнными пунктами. Пересыхающая река Умайка делит село на части: погост, завраг и центральную часть. С недавнего времени центр села переместился в район новостроек, представленных двух и трёх этажными домами. |
||
Главная | Карта | История| Школа | Природа | Фотоальбом | Ссылки | Автор | |